Данная статья — отличное описание нашего понимания дизайна. Хотим сказать спасибо автору — Роману Шадрину, он очень точно и ясно выразил все те мысли, которые мы давно собирались высказать в нашем блоге.

Ответ на вопрос «Чем дизайнер отличается от художника?» лично для меня очевиден. Однако, пока еще большинство клиентов сталкиваются с дизайнерами впервые и не у всех получается правильно идентифицировать «неведомого зверя». Я решил рассказать, почему дизайн — это, в первую очередь, о решении проблем.

Дизайнер vs. художник

Результатом деятельности художника является произведение искусства. Задачи его несут просветительский характер, они глобальны и не имеют строгих ограничений. Чаще всего это отражение своей эпохи и внутреннего я. Результат деятельности дизайнера — это решение конкретной задачи клиента в рамках определенных ограничений. Как правило, это создание продукта (или среды), улучшение его потребительских и продающих свойств, а так же качества пользовательского опыта.

Дизайнер vs. художник

В личности дизайнера рациональное доминирует над иррациональным. Если художник — это поэт и романтик, то дизайнер скорее брюзга и зануда, для которого любое несовершенство мира — это задача, требующая решения. Если художник при решении своих задач руководствуется творческими импульсами, то дизайнер скорее прибегает к холодному расчету. Использование художественных методов, поиск формы и работа с цветом — это единственное, что связывает работу обоих.

«Мы используем художественные методы визуализации мышления и процесса, но, в отличие от художников, не представляем свой взгляд на мир, а решаем проблемы клиента. Мы можем успешно действовать, когда нас ограничивают, но мы ненавидим компромисс. Дизайн-проект успешен — а успех и есть истинная мера качества, —  когда он не только искусство, но и решение насущной задачи»

Майк Монтейро в книге «Дизайн — это работа»

В дизайне для решения задачи клиента важнее не столько, воспеваемые художниками, талант и вдохновение, сколько прагматизм, способность находить нестандартные решения, умение быстро изучить и разобраться в отрасли бизнеса заказчика. Работа дизайнера не должна восприниматься как выражение его внутреннего видения и бесцельное украшательство, потому что дизайнер — не художник, а скорее изобретатель, который проектирует и оформляет продукт.

Проектирование и оформление

Дизайн в нашей стране привыкли воспринимать исключительно как оформление. Поэтому клиентам время от времени приходится объяснять разницу между рисованием маслом на холсте и созданием работоспособной информационной системы, будь то плакат или интерфейс. Немногие понимают, что работа дизайнера строится из двух, направленных на решение определенных задач, частей  —  проектирования и оформления.

Разработку продукта нельзя начинать с оформления, то есть работы с формой, цветом и типографикой. Важно помнить, что форма следует из функции и ее воплощения в спроектированной конструкции. Поэтому, в первую очередь, нужно сконцентрироваться на существенных аспектах, функциях и задачах продукта, спроектировать его взаимодействие с пользователем, сделать его понятным и удобным. И только потом следует сконцентрироваться на привлекательности и эстетичности продукта, прорабатывать его детали и внешний вид.

В большинстве случаев заказчик этого не понимает (для него дизайнер = художник) и потому неправильно формулирует задачу. В результате он получает красивый макет, а не жизнеспособное решение. Но виноват в этом все равно дизайнер, который побоялся или поленился объяснить клиенту, в чем заключается его работа.

«Мы за культуру, но мы против того, что дизайнеры считают свою работу „несением культуры“. Дизайн нужен не только для того, чтобы оформлять книгу поэта, дизайнеру платят, чтобы продавать трубы большого диаметра. Это и есть коммерческий дизайн».

Артем Горбунов в интервью «Как научить дизайнера работать»

Про дизайнерские табуретки

Можно ли отнести дизайн к искусству? Возможно, я слишком категоричен в своем отчасти утилитарном подходе, но мой ответ — нет. На ум сразу приходят «дизайнерские табуретки» — аллегория, описывающая понятие дизайн ради дизайна. Табуретка может быть красивой, она может отражать внутреннее видение спроектировавшего ее дизайнера. Но если после десяти минут сидения на ней, устает поясница и затекает задница, а ценник дизайнерской табуретки несоизмеримо выше табуретки из Икеи, можем ли мы назвать ее результатом работы дизайнера? Или правильнее будет сказать, что ее спроектировал художник, для которого чувство формы и другие субъективные ощущения стоят превыше потребностей человека? Вопрос оставлю открытым.

дизайнерские табуретки

Подводя черту под своими рассуждениям, хочу сказать, что в нашей деятельности за каждой задачей, сформулированной заказчиком, стоит та или иная потребность человека, будущего пользователя. Без пользователя не было бы задачи, а значит не было бы и дизайна. Давайте вместе делать дизайн не ради дизайна, а для людей.

Автор: — Роман Шадрин.

Оригинал статьи: — https://medium.com/@romanshadrin/26e33225018b.

Есть что сказать? Оставьте комментарий!

У Вас есть вопросы или пожелания? Просто оставьте свои координаты, и наш менеджер свяжется с Вами в удобное время.
: